Жизнь замечательных людей. 100-летие со дня рождения В.А. Сухомлинского

Фото: gimnazia32.my1.ru

Сегодня, 28 сентября 2018 года,  исполняется 100 лет со дня рождения  Василия Александровича Сухомлинского.

Родился Василий Александрович Сухомлинский 28 сентября 1918 года в селе Васильевка (ныне Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. Он учился в родном селе в школе и в 1933 году окончил семилетку. Летом 1933 года мать привела младшего сына Василия в Кременчуг. Сначала Василий Сухомлинский учился в медицинском техникуме, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабочий факультет, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт.

С 1935 г. начинается педагогический путь В. А. Сухомлинского. В 17 лет он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический институт заочником и закончил его в 1938 году. Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе.

В 1941 году во время Второй мировой войны добровольцем уходит на фронт. В январе 1942 года Сухомлинский был тяжело ранен, долго лечился и уже не смог вернуться к военной службе. В июне 1942 года его  назначили директором Увинской средней школы Удмуртской АССР (ныне МОУ «Увинская СОШ №2»), где он работал до марта 1944 года. 9 февраля 1943 подал заявление о вступлении в ВКП. Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал заведующим районного отдела народного образования. Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу. В 1948 году Сухомлинский становится директором Павлышской средней школы и работает а этой должности 23 года (до конца жизни). 2 сентября 1970 Василий Александрович Сухомлинский умер.

  Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений, чтению книг.

  Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

  Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» Его жизнь — воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

В своей книге «100 советов учителю» Сухомлинский писал о том, учитель — это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребёнка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны. Учитель должен не только уметь анализировать причины влияния на ребёнка, но и должен придерживаться того, чтобы изучение предмета стало цельным. Труд должен стать главным в жизни ученика.

Высказывания В.А. Сухомлинского не теряют своей актуальности, вспомним некоторые из них.

«Учительская профессия – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Нет ни одной педагогической закономерности, нет ни одной истины, которая была бы абсолютно одинаково применима ко всем детям. Потому что практическая педагогика – это знание и умения, доведенные до степени мастерства, Но и поднятые до уровня искусства. Безграничная вера в человека, в доброе начало в нем –вот что должно жить в нашей душе, если вы думаете посвятить свою жизнь благородному учительскому труду».

«Важно, чтобы человек не воспринимал труд как повинность, как данность, которую нужно выполнить, — труд для него должен быть радостью, он должен видеть в нем главное — возможность принести пользу людям, подарить что— то миру, создать своими руками какие— либо материальные ценности или идеи, которые позволят чему— то появиться на свет. Таким образом, человек осознает себя творцом, верит в собственную силу и могущество».

«Будьте творцами нравственных достоинств ребёнка. Как садовник заботливо лелеет веточку культурного сорта плодового дерева, привитого к дичку, так мы, воспитатели, должны беречь и охранять в ребёнке всё хорошее».

«Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство».

«Крик учителя ошеломляет, оглушает ребёнка. Дети, на которых часто кричат, теряют способность воспринимать тончайшие оттенки чувств других людей и — это особенно тревожно — теряют чуткость к правде, справедливости. Крик заглушает, притупляет голос детской совести. В крике дети чувствуют растерянность и бессилие того, кто кричит. Они воспринимают крик как одно из двух — или нападение на них, учеников, или же защиту от них, боязнь, страх. И то, и другое вызывает реакцию активного протеста».

«Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежном и беззащитном цветке, деревце, в любимой книге — для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, преданности, привязанности».

«Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

«У тебя будут дети, ты будешь озабочен тем, чтобы они стали настоящими людьми; так знай же, что самое главное в творении человека — это воспитание способности дорожить человеческой жизнью как самым дорогим, бесценным богатством».

   

 
По теме
 
Спасатели ГУ ППСЦ помогли пожилым людям, заблокированным в собственной квартире - УЖКХ 14 октября 2018 года в 08:25 в поисково-спасательную службу ГУ ППСЦ поступило сообщение от жителя г.Пензы, проживающего в доме по проспекту Строителей о том, что его родители долгое время на звонки и стуки в дверь не отвечают.
15.10.2018
Живи, родное село! - Газета Родная земля    В селе Шейно прошёл праздник «Живи и расцветай, моё село». Задушевными словами о своём селе открыли торжество  библиотекарь Марина Клушина и культорганизатор Ольга Зелепугина.
15.10.2018 Газета Родная земля
Юные пензенские зрители стали свидетелями необычных и даже опасных приключений фиксиков: любимые герои попали в киберцирк - виртуальное пространство, из которого им никак не удавалось выбраться.
14.10.2018 ПензаИнформ
Чем закончится «Замуж за Бузову»: Ольга должна выгнать обманщика Лебедева - Комсомольская правда Участники шоу «Замуж за Бузову» поправили материальное положение, а телезрители ждут новый сезон Ирина ВИКТОРОВА 14 октября в восемь вечера на ТНТ покажут последнюю серию телепроекта «Замуж за Бузову».
14.10.2018 Комсомольская правда
  13 и 14 октября в ледовом дворце «Арена прошли» матчи четвёртого тура первенства России по хоккею среди команд, составленных из спортсменов 2006 года рождения.
15.10.2018 Газета Кузнецкий рабочий
В Кузнецком районе авто улетело в кювет - ИА Пенза-Пресс Утром 15 октября в Кузнецком районе Пензенской области произошло ДТП. В начале девятого часа на 746-м километре трассы М-5 «Урал» «Лада Гранта» съехала в кювет.
15.10.2018 ИА Пенза-Пресс
В микрорайоне Заря в домах на ул. Садовой, Молодежной, Счастливой и в строениях поселка «Нефтяник» восстановили подачу воды.
15.10.2018 ИА Пенза-Пресс